О законодательстве
В течение последних десяти лет рынок ценных бумаг переживал бурный рост котировок и интереса со стороны частных инвесторов. На 1.09.2006 г. 1402 организаций имели лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, 1410 – лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской деятельности, 1048 – лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по доверительному управлению, 9 – лицензию клиринговой организации на рынке ценных бумаг, 748 – депозитарную лицензию, 77 – лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, 5 – организаторов торговли и 6 – фондовых бирж.
Правовое регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляется посредством федеральных законов и подзаконных нормативных актов (указов, положений, и т.д.). К таковым относится ФЗ «О Рынке ценных бумаг», который был принят 20 марта 1996 года. Данный закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг. В нем даются определения таких понятий, как «эмиссионная ценная бумага», «акция», «облигация», «листинг ценных бумаг», «делистинг ценных бумаг» и пр. Вторая глава закона посвящена видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В частности, статья 3 раскрывает основы брокерской деятельности: об учете денежных средств клиентов, о маржинальной торговле и пр. В третьей главе содержатся нормы, регулирующие деятельность фондовой биржи. Далее следуют главы, посвященные эмиссии ценных бумаг, обращению эмиссионных ценных бумаг, о раскрытии информации о ценных бумагах, регулированию рынка ценных бумаг. С момента принятия закона в него неоднократно вносились поправки, направленные на усовершенствование функционирования рынка ценных бумаг.
Другой нормативный акт, направленный на регулирование отношений на рынке ценных бумаг, - это ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» принятый 12 февраля 1999 года. Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.
Отдельные нормы, закрепляющие правовое положение инвесторов на фондовом рынке содержатся:
· В Гражданском кодексе Российской Федерации (часть 1 и 2) от 21 октября 1994 года;
· В Налоговом кодексе (часть 2) от 19 июля 2000года;
· В Законе РФ «О товарных биржах и биржевой торговли» от 20 февраля 1992 года;
· ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года;
· Указы и постановления Президента РФ и органов исполнительной власти РФ.
В целом, в отношении правового регулирования финансового рынка России, и в частности Рынка ценных бумаг, установилась тенденция, направленная на создание и развитие рыночных институтов, предполагающих развитие финансовых рынков. С этой целью вносятся изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», разрабатываются проекты развития финансовых рынков и планов Правительства по их реализации. Поставлена задача разработки ряда Федеральных законов, таких как «Об инсайдерской информации и манипулировании рынком», «О клиринге и клиринговой деятельности», «О центральном депозитарии».
Общегосударственной целью является обеспечение ускоренного экономического развития страны. Для этого финансовый рынок и банковский сектор должны стать важнейшими институтами социально – экономического развития страны.
Негативные стороны российского финансового рынка связаны :
· С несовершенством инфраструктуры рынка;
· С повышенными транзакционными издержками;
· С проблемами в нормативной правовой базе, регулирующей различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке;
· С отсутствием законодательных рычагов у регулятора, что не позволяет ему эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг;
· С законодательно неурегулированными вопросами, касающимися проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что в свою очередь является помехой в хеджировании рыночных рисков, связанных с проведением операций с ценными бумагами.
Следовательно, можно выделить следующие стратегические меры, направленные на устранение негативных явлений на финансовом рынке РФ:
-
капитализация нерыночных активов, совершенствование залогового законодательства, инфраструктуры и институтов прав собственности;
-
внедрение финансовых инноваций (структурное финансирование, деривативы, проектное и синдицированное кредитование, дистанционный и мобильный банкинг и т.д.);
-
обеспечение конвертируемости рубля, использования в международных расчетах, статус региональной резервной валюты;
-
частные финансовые институты должны стать наряду с институтами развития основными операторами важнейших национальных проектов;
-
Введение и законодательное закрепление «экономической стоимости жизни» и страхование активов исходя из полной рыночной стоимости;
-
развитие вмененных видов страхования и реформирование обязательных видов. Страхование вместо лицензирования, страхование – как важнейший инструмент стимулирующей, промышленной и региональной политики.